СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕЛЬ


Развитие системы информационно-методического и экспертно-аналитического обеспечения оценочных процедур, анализ информации о состоянии системы дошкольного образования и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития системы образования в дошкольном учреждении, для сформирования надежной основы для реализации функций контроля за осуществлением образовательной деятельности в сфере дошкольного образования, а также для принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования. Оценка качества образования в ДОО позволяет определить степень соответствия реализуемой деятельности требованиям образовательного стандарта.

ЗАДАЧИ


· создание единой системы мониторинга состояния образования в Золотухинском районе Курской области;
· обеспечение соответствия структуры и содержания образовательных программ дошкольного образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и региональным приоритетам развития системы дошкольного образования;
· повышение качества содержания образовательной деятельности в ДОО через создание необходимых образовательных условий и использование эффективных форм и методов работы с детьми;
· обеспечение высокой результативности выполнения различных видов педагогической деятельности (обучающей, развивающей, воспитательной, диагностической, коррекционной и др.) через повышение профессионального уровня педагогических кадров системы дошкольного образования;
· создание современной развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, региональным приоритетам развития системы дошкольного образования;
· создание необходимых психолого-педагогических условий для социально-личностного развития ребенка, через повышение эффективности взаимодействия педагогов с семьей, максимальное использование потенциала игровой деятельности в развитии ребенка;
· обеспечение соответствия качества формирования и реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом ограничений в развитии и состоянии здоровья обучающихся;
· повышение качества взаимодействия с семьей через использование ее педагогического потенциала в образовательном процессе ДОУ;
· создание в ДОУ условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечение безопасности осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода;
· внедрение системы внутреннего менеджмента качества дошкольного образования для формирования единой системы анализа и контроля в образовательной сфере и прогнозирования векторов ее развития.

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛИ


Приказ отдела образования, опеки и попечительства Администрации Золотухинского района Курской области от 30.04.2020 г. № 55/1 "О формировании муниципальной системы оценки качества образования"


Приказ отдела образования, опеки и попечительства Администрации Золотухинского района Курской области от 30.04.2020 г. № 55/2 "Об утверждении Положения о муниципальной системе оценки качества образования"


Приказ отдела образования, опеки и попечительства Администрации Золотухинского района Курской области от 30.04.2020 г. № 55/3 "Об утверждении Плана мероприятий (дорожной карты) по развитию муниципальной системе оценки качества образования и муниципальных механизмов управления качеством образования на 2020 - 2025 годы"



ПОКАЗАТЕЛИ


Для достижения поставленной цели и задач системы мониторинга качества дошкольного образования определены следующие показатели:
– доля ДОО, в которых разработаны и реализуются образовательные программы дошкольного образования, соответствующие требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования;
– доля ДОО, в которых созданы условия для обучающихся с ОВЗ;
– доля ДОО, в которых содержание образовательной программы ДО обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей по следующим компонентам:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
– доля ДОО с низким/высоким уровнем качества образовательной среды;
– доля ДОО, в которых созданы условия по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу за детьми (состояние здоровья воспитанников; в ДОО созданы санитарно-гигиенические условия; в ДОО проводятся мероприятия по сохранению и укреплению здоровья; в ДОО организован процесс питания в соответствии с установленными требованиями; в ДОО организовано медицинское обслуживание; обеспечена безопасность внутреннего помещения ДОО (группового и внегруппового); обеспечена безопасность территории ДОО для прогулок на свежем воздухе; проводится контроль за чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями);
– доля руководителей ДОО, обладающих требуемым качеством профессиональной подготовки, от общего числа руководителей всех ДОО в муниципалитете;
– доля ДОО, в которых кадровые условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: обеспеченность ДОО педагогическими кадрами (%); доля педагогических работников, аттестованных на первую/высшую квалификационную категорию; доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования за последние 3 года; доля педагогических работников с высшим образованием; рабочая нагрузка педагога (размер группы и соотношение между количеством воспитанников и количеством педагогов);
– доля ДОО, в которых развивающая предметно-пространственная среда (предметно-пространственная среда группового помещения) соответствуют требованиям ФГОС ДО: в помещении (группе) достаточно места для детей, взрослых, размещения оборудования; достаточно мебели для повседневного ухода, игр, учения; в группе есть мягкая мебель (уютный уголок); в группе оборудовано как минимум 2 различных центра интересов, которые дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт; в группе предусмотрено место для уединения; наличие в группе связанного с детьми оформления пространства; в группе оборудовано пространство для развития крупной моторики; в группе оборудовано пространство для развития мелкой моторики; предметно- пространственная среда на свежем воздухе, доступная воспитанникам группы, соответствует возрастным потребностям воспитанников; предметно - пространственная среда ДОО, доступная воспитанникам группы вне группового помещения (наличие спортивного зала, музыкального зала, бассейна, специализированных кабинетов (логопеда, дефектолога и пр.);
– доля ДОО, в которых психолого-педагогические условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; защита детей от всех форм физического и психического насилия; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность и др.;
– доля ДОО, в которых организовано взаимодействие с семьей:
число родителей, участвующих в образовательной деятельности ДО;
удовлетворенность родителей качеством дошкольного образования; наличие индивидуальной поддержки развития детей в семье;
– доля ДОО, в которых функционирует ВСОКО;
– доля ДОО, в которых разработана программа развития.

МЕТОДЫ СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ


Для получения качественных и количественных данных о системе дошкольного образования в рамках функционирования системы мониторинга качества дошкольного образования используются следующие методы сбора информации:
– анализ образовательных, в том числе адаптированных программ дошкольного образования, размещенных на официальных сайтах ДОО;
– педагогическое наблюдение образовательной деятельности (ее самоанализ);
– анализ/самоанализ развивающей предметно-пространственной среды;
– изучение планирующей документации педагогов;
– анализ данных ежегодного отчета о состоянии системы дошкольного образования;
– анализ/самоанализ психолого-педагогических условий (заполнение чек-листа);
– анализ кадрового состава педагогов ДОО, структуры ДОО, размещенных на сайте, контингента обучающихся в региональной информационной системе доступности дошкольного образования (РИС ДДО);
– анализ результатов анкетирования родителей;
– анализ сводных чек-листов по обеспечению безопасности;
– анализ результатов мониторинга выполнения среднесуточных норм питания;
– анализ (самоанализ) положения о внутренней системе оценки качества (ВСОКО), результатов ее функционирования.
Источниками данных для получения необходимой информации
являются:
– официальные сайты дошкольных образовательных организаций;
– результаты педагогических наблюдений за образовательной деятельностью;
– анализ планирующей, отчетной документации ДОО, локальных актов образовательной организации;
– самоанализ созданных в ДОО условий (кадровых, материально-технических, психолого-педагогических) для реализации образовательных программ дошкольного образования;
– результаты социологических исследований об удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством предоставляемых услуг.


Положение о системе мониторинга качества дошкольного образования в образовательных организациях Золотухинского района


МОНИТОРИНГ


Система мониторинга качества дошкольного образования ориентирована на выявление степени соответствия образовательных программ дошкольного образования и условий осуществления образовательной деятельности ДОО нормативным требованиям и социальным ожиданиям. Кроме того, она направлена на совершенствование управления качеством дошкольного образования, что предполагает координацию усилий представителей различных ведомств на различных уровнях управления системой образования, которые непосредственно влияют на его качество.

Приказ отдела образования, опеки и попечительства от 01.10.2020 г. "Об участии в проведении мониторинга качества дошкольного образования детей от 3 до 7 лет"


Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3

Мониторинг педагогических кадров дошкольных образовательных организаций Золотухинского района


Мониторинг результативности участия педагогических работников дошкольных образовательных организаций Золотухинского района в конкурсах различных уровней в 2020 - 2021 учебном году


Мониторинг результативности участия воспитанников дошкольных образовательных организаций Золотухинского района в конкурсах различных уровней в 2020 - 2021 учебном году


Распоряжение Администрации Золотухинского района Курской области "О проведении мониторинга качества предоставления муниципальных услуг"


Анкета


АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА


Анализ результатов мониторинга рассматривается на открытых заседаниях по направлениям системы профессионального развития педагогических работников (планерных заседаниях руководителей дошкольных образовательных организаций, специалистов отделов образования, опеки и попечительства Администрации Золотухинского района Курской области, заседаниях районных методических совещаний, секций, круглых столов и пр., предоставляется участникам образовательного процесса в качестве методических рекомендаций, аналитических обзоров и др. путем размещения в открытом доступе.

АДРЕСНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА


Аналитическая справка по результатам оценки основной образовательной программы дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Золотухинского района Курской области

Методические рекомендации по разработке положения внутренней системы оценки качества дошкольного образования

Методические рекомендации по корректировке основной образовательной программы дошкольного образования


МЕРЫ, МЕРОПРИЯТИЯ


Разработка и принятие комплекса мер и управленческих решений направлены на совершенствование системы оценки качества дошкольного образования Золотухинского района Курской области.
Комплекс мер, обеспечивающих совершенствование системы оценки качества дошкольного образования Золотухинского района Курской области:
агрегация и экспертный анализ результатов мониторинга оценки качества дошкольного образования Золотухинского района Курской области в разрезе областей и показателей качества МКДО:
формирование итогового отчета о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО в Золотухинском районе Курской области;
формирование дополнительных отчетов о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО Золотухинского района Курской области;
информирование заинтересованных лиц о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО в Золотухинском районе Курской области формирование и ежегодное обновление информационно-аналитической базы качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО в Золотухинском районе Курской области.


Экспертные заключения по отчету самообследования ДОО Золотухинского района

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ


Управленческие решения, направленные на совершенствование системы качества оценки дошкольного образования Золотухинского района Курской области:
оценка качества и эффективности деятельности руководящих и педагогических работников для обеспечения качества образования; выстраивание оптимальных траекторий профессионального развития педагогов;
доступность информации для родительской общественности о качестве образования по результатам проведенного комплекса оценочных процедур;
методическая и педагогическая поддержка, представление положительного педагогического опыта взаимодействия с родителями (законными представителями).


АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТЫХ МЕР